О важности запятых

Уважаемые читатели, сейчас открывается новая колонка нашего сайта, в которой мы будем делиться советами написания игровых текстов. Начинает её наш бессменный редактор — Оксана. Пожалуйста, напишите комментарий, понравилась вам статья или нет. Надеюсь, будет нескучно!

 

Дорогие друзья! Скажите, как вам кажется: многие ли из нас вспоминают школьные годы? Думаю, каждый второй. А что именно нам вспоминается из школьной жизни? Несомненно, школьные друзья, совместные походы на природу, в театр, в цирк и так далее. А многим ли из нас вспоминаются те минуты, когда мы сидели за партой, будучи вынужденными слушать монотонный голос подчас нелюбимого учителя? Думаю, мало таких.
Но сегодня я предлагаю совершить небольшой экскурс во времена беззаботного детства и вспомнить уроки русского языка, в частности, правило написания знаков препинания. Помните сказку «Двенадцать месяцев?» Королева упорно не желала ставить запятую во фразе «Казнить нельзя помиловать». А ещё мы с вами периодически получаем письма, в которых наши друзья сообщают, что они не знают, смогут ли прийти к нам на день рождения. А для того, чтобы нам не быть незаслуженно казнёнными вместо достойного помилования, а также чтобы наши друзья были уверены, что мы точно придём к ним на день рождения, на праздник, который, возможно, планировался именно ради нас, мы должны сейчас с вами вспомнить, как пишутся запятые в предложении. Для начала вспомним, что же это такое — запятая? Как гласит определение, запятая Знак препинания, отделяющий или выделяющий, который ставится: 1) между однородными членами предложения (без союзов, с повторяющимися союзами, с некоторыми неповторяющимися союзами) и между повторяющимися словами». Например: «Говорил Жухрай ярко, четко, понятно, простым языком (Н. Островский). Ни справа, ни слева, ни на воде, ни на берегу никого не было (Гайдар). Каштанка много съела, но не наелась, а только опьянела (Чехов). Синий, синий, ходит он плавным разливом (Гоголь)». Это первый пример.

2) между предикативными частями бессоюзного сложного или сложносочиненного предложения. Вот вы сели, лошади разом тронулись, громко застучала телега (Тургенев). Тополи гулко качались, и из-за них поблескивали окна, и замок кидал на все угрюмые взгляды (Короленко). А вот на этом примере хочется задержаться особо. Здесь особо рьяные любители запятых могут не просто ошибиться в предложении, а глубоко оскорбить читателя: «Вот вы сели, лошади, разом тронулись…». «Вот вы сели, лошади разом тронулись…». Называется, почувствуйте разницу. В первом варианте вас попросту обозвали лошадьми, выделив слово «лошади», как будто это обращение, а во втором варианте вам просто описали ситуацию — вы сели, а лошади, соответственно, тронулись.

3) между главным и придаточным предложением, между соподчиненными придаточными предложениями. Чем свободнее ум, тем богаче человек (Горький). Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слезы из глаз (Маяковский);

4) для отделения или выделения обособленных членов предложения. Напрягши силы, человек самых средних способностей может добиться чего угодно (Панова). Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра (Л. Толстой);

5) для отделения или выделения слов, грамматически не связанных с членами предложения (вводных слов, обращений, междометий, утвердительных, отрицательных и вопросительных слов). Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно (Шолохов). Здравствуй, город юности моей! (Исаковский). Жизнь, увы, не вечный дар (Пушкин). Нет, не дряхлому Востоку покорить меня (Лермонтов). Что, испугался давеча? (Горький).

А вот на вводных словах остановимся подробнее. Когда вы приглашаете на день рождение самого близкого друга, а он не может вам позвонить и сообщить, что он не уверен, сможет ли прийти — ну на собрании человек находится — он, соответственно, пишет вам сообщение, но вот беда- с русским языком у человека в своё время были жуткие проблемы. Поэтому вам приходит СМС следующего содержания: «я приду наверное». Вы, конечно же, ликуете — ведь ради него, собственно, и затевался весь этот праздник! Но вот уже 3 часа, время праздновать, а гостей всё нет и нет. А всё дело в том, что человек не сказал, что он придёт, а сказал, что он предположительно придёт — всё дело в пресловутой запятой, которая не была поставлена в нужном месте. Если мы пишем: «Я приду наверное», без постановки запятой, то мы сообщаем, что придём обязательно, т.е. придём наверняка. Но если мы написали: «Я приду, наверное», то мы хотим сказать тем самым, что мы, возможно, придём, а возможно, и не придём, как карта ляжет, что называется. Ну и образец постановки запятых: «Казнить нельзя, помиловать!» «Казнить, нельзя помиловать!» Тут, что называется, каждый сам в своём святом праве, какую кому судьбу уготовать. Это что касается запятых. Так же и остальные знаки препинания требуют к себе уважительного, я бы даже сказала, благоговейного отношения, каждый из них несёт свою смысловую нагрузку, значит, должен стоять на своём месте, как солдат в строю: двоеточие говорит нам о том, что сейчас начнётся либо перечисление чего-то, либо будет прямая речь, например:

1. Сегодня мы с ребятами были в лесу и собирали ягоды: малину, чернику, землянику.

2. Пришёл к нам в гости дядя Вася и заявил: -А сегодня рыбалка отменяется, потому что удочка у меня сломалась.

Так же и прочие знаки препинания — тире, кавычки, точки, восклицательный и вопросительный знаки- всему своё время и своё место. Кроме того, что правильное и грамотное письмо говорит о вашем уровне образования, это ещё говорит и об уважении вас к тому, с кем вы в данном случае хотите общаться, будь то ваши друзья или просто знакомые, будь то публичное письмо — поверьте, удовольствие ниже среднего зайти в какой-нибудь чат и прочитать: «А сичас будит дискатека, мы будим включять танцывальные пестни». Кстати, о публичных письмах. Сейчас всё большую популярность приобретают текстовые игры, в которых тем более важно поставить знак препинания в нужном месте — ведь ваш собеседник, которому вы хотите предложить поиграть в эту игру, не всегда может общаться с вами голосом, а значит, не всегда может понять, чего, собственно, вы от него хотите, предлагая пройти тот или иной уровень, походить по каким-то комнатам и так далее. Тем более, если вы описываете совершенно незнакомую местность, то там вообще должно быть всё досконально выверено. Попробую объяснить на примере описания православного храма.

Православный храм. Огромное современное здание, построенное в неорусском стиле. На стенах повсюду иконы, впечатляющие своим великолепием. В верхней части, под куполом, находится клирос, на котором располагается большой смешанный хор. Впереди вас, в восточной части храма- царские врата, ведущие прямо в алтарь.

 

 

 

7 comments on “О важности запятых

  1. -

    При всём уважении, статья именно из-за форматирования текста очень тяжело воспринимается. Нет отступов в начале абзацев, отделения разных абзацев, есть ошибки (орфография, пунктуация, опечатки и т.д.), всё слитно.
    Также имхо «казнить нельзя помиловать» из «В стране выученных уроков», а не из «Двенадцать месяцев» (Насколько помню, в «двенадцать месяцев», речь не шла о постановке запятой)

    • - Post author

      Энола, по поводу источника фразы я уточню. Насчёт пунктуации и форматирования, прошу понять, что автор — незрячий. Лично у меня уровень встроенной грамотности не заметил серьезных нарушений. Напиши пожалуйста в личку ошибки, я исправлю.

  2. -

    Позволю себе не согласиться с неверной интерпретацией фразы «Я приду наверное». Это слегка устаревшее значение слова «наверное», сейчас его, в общем-то, не используют вместо «наверняка» (обязательно, точно) ну или используют очень редко в книжных текстах. Ни в коем случае не говорю, что запятую здесь ставить не надо, но не думаю, что сейчас кто-то интерпретирует эту фразу без запятой неверно.

  3. -

    Нужна ещё одна статья: «О важности абзацев».

  4. -

    Глядя на то, как кучка педантов слетелась на огонёк, захотелось поддержать автора и само начинание.

    На мой взгляд, не хватает именно таких вот простых, понятных и вдохновляющих на изучение материалов о грамотности. Это начинание нужно продолжать.

    Интернет завален статьями, содержащими в своих названиях слова: нарратив, вовлечение, мотивация, удержание и прочий коммерческий буллшит. Сотрудники компаний (успешных и не очень) в приступах самопиара учат о том, «как писать интересные сюжеты», но практически никто не пишет вдохновляющие статьи и статьи о грамотности.

    В общем, спасибо.

    P.S. В этом тексте, скорее всего, запятые расставлены неверно. 🙂

    • - Post author

      Петр, спасибо большое за поддержку. Именно эту мысль я пытался донести до начинающих авторов 🙂

  5. - Post author

    Статья скорректирована, спасибо Enola. Крылатую фразу приписывают двум советским мультикам, поэтому решил оставить источник.

Comments are closed.